Расскажем, что такое портрет ЦА, на что он влияет и как его составить.
Большое число довольных клиентов – это успех любого бизнеса, поэтому так важно знать портрет своих наиболее вероятных покупателей товара или услуги. Расскажем, что такое портрет целевой аудитории, на что он влияет и как его составить.
Зачем онлайн-школе нужен портрет ЦА?
Создать обучающую программу, которая удовлетворит все население планеты, – плохая идея, поскольку претворить в жизнь ее невозможно. Намного целесообразней выяснить, кто те люди, которые заинтересованы в обучении у вас, чего они ждут от вас, и сделать такие уроки, которые соответствовали бы их желаниям, запросам и возможностям.
Четкий портрет целевой аудитории поможет:
- создать востребованные курсы;
- обеспечить эффективность своей рекламы;
- говорить на одном языке со своими клиентами и быть услышанным;
- значительно сэкономить бюджет;
- с легкостью продвигать свой бизнес.
Что нужно знать о клиентах, чтобы составить портрет ЦА?
Онлайн-школе нужно выяснить:
- половую принадлежность (чтобы понимать, кому адресовать курс обучения);
- возрастной диапазон клиентов (поскольку разные поколения людей имеют разные цели и непохожие жизненные ценности);
- локацию проживания (от места жительства зачастую зависят доходы клиентов, а разница в часовых поясах может повлиять на время занятий);
- профессиональную деятельность (такие знания помогут выстроить общение со своими студентами с учетом их опыта и знаний);
- доходы (которые напрямую влияют на желаемую стоимость обучения и уровень платежеспособности);
- наличие увлечений (даст представление о том, чем любят заниматься клиенты в свободное время, что вызывает у них интерес);
- есть ли у клиентов опыт дистанционных занятий (люди, которые уже обучались онлайн, знают, как дисциплинировать себя и демонстрируют хороший уровень пользования компьютером);
- обладает ли аудитория знаниями в том направлении, которое ей предстоит изучить в вашей онлайн-школе (это поможет урегулировать интенсивность обучения и глубину погружения в тему);
- результат, который клиенты хотят достичь (такое понимание даст возможность приблизить итог обучения к желанному).
Где взять эту информацию?
Этот вопрос волнует многие онлайн-школы, особенно те, которые только запускают свои первые курсы. Расскажем о двух основных способах сбора данных.
Способ 1. Проведите анализ клиентов конкурентных онлайн-школ, которые предлагают схожие услуги. Сделать это можно, посмотрев, какие именно люди учатся у них. Для этого выясните:
- кому школа адресует свои обращения, рекламу, статьи;
- кто именно подписан на страницу школы в социальных сетях;
- кто проявляет интерес к открытым мероприятиям.
На этом же этапе можно выявить недостатки конкурентов и придумать, чем ваши курсы будут их превосходить, в чем будет состоять уникальность вашей школы и чем вы сможете привлекать самых капризных клиентов.
Способ 2. Используйте метод CustDev, который дает реальную возможность оценить востребованность того или иного курса у потенциальных студентов с помощью серий глубинных интервью. Эта методика помогает определить желания клиентов и организовать обучение в соответствии с ними. Найти и почитать о ней можно на просторах Интернета.
Способ 3. Если у вас уже есть первые ученики, то можно попытаться составить портрет ЦА, попросив их заполнить анкету. Такие данные помогут выяснить их ожидания от обучения в онлайн-школе, имеющемся опыте, хобби и увлечениях.
Как избежать ошибок при составлении портрета?
Чтобы онлайн-школе стремительно развиваться и избежать финансовых потерь, нельзя допускать ряд ошибок при работе с целевой аудиторией.
НЕПРИЕМЛЕМО:
- Составлять размытый портрет ЦА. Например, по какой-то причине решив, что все женщины мира любого возраста будут рады освоить ваш кулинарный курс. Если у вас объемный проект, который содержит много направлений, то разделяйте целевую аудиторию на малые группы и предлагайте каждой такой группе конкретную и нужную программу.
- Сперва создать школу, а потом искать под нее клиентов. Лучше двигаться от конкретных запросов, а не от своих мечтаний и идей, иначе существует опасность разработать никому не нужный курс.
- Жестко сегментировать клиентскую аудиторию. Один и тот же курс может быть интересен и мужчинам, и женщинам, и молодым, и пожилым, поэтому в рекламных сообщениях нужно пробовать разные приемы, чтобы привлечь и тех, и других.
- Учитывать только особенности демографической группы. Знать, что чаще к вам приходят учиться женщины от 30 до 40 лет, – недостаточно. Важно владеть максимально полной информацией о своих клиентах, знать, кто они по профессии, как проводят свободное время, о чем мечтают и чего боятся.
Помните, что анализ целевой аудитории необходим не только крупным образовательным организациям. Для небольшой начинающей школы – это фундамент будущего успеха и востребованности на рынке.